Когда 18 апреля 1922 года предшественник «Спартака» команда Московского кружка спорта провела первый в своей истории матч, могли ли себе представить братья Старостины, во что все это может вылиться! Тогда, на заре отечественного футбола, МКС был лишь одним из многих. Но уже в 30-е годы и послевоенные десятилетия «Спартак» стал не просто футбольным клубом, а явлением в жизни нашей огромной страны. И при этом, бесспорно, самой популярной командой Советского Союза и России.
Почему так произошло? В чем загадка и феномен «Спартака»? На эти вопросы пытались найти ответ многие. Постараемся и мы.
Причин, наверное, несколько. Главная, на наш взгляд, заключается в личности братьев Старостиных — незаурядных людей, стоявших у истоков «Спартака». Николай Петрович и Андрей Петрович были талантливыми руководителями и организаторами. Личностей такого гигантского масштаба не только в советском футболе, но и в пределах всей страны можно было пересчитать по пальцам. Старостины обладали не только твердым характером, но и колоссальным интеллектом, невероятной эрудицией и большой внутренней культурой. Они, к примеру, могли прочитать наизусть всего пушкинского «Евгения Онегина», «Песнь о вещем Олеге», другие произведения великой русской литературы. Старостиных всегда заботило, чтобы футболисты развивались не только физически, но и духовно.
При этом Николая Петровича отличала еще и крепкая деловая хватка. Когда в эпоху советского дефицита игрокам «Спартака» нужно было «пробить» квартиру или машину, достать редкие лекарства, устроить детишек в сад или школу, старший Старостин готов был расшибиться в лепешку, чтобы выполнить многочисленные просьбы футболистов: пусть меньше думают о быте и больше — о футболе. Умение и желание помочь людям — эту старостинскую черту с благодарностью отмечало не одно поколение спартаковцев, коим посчастливилось работать с «Дедом» (или «Чапаем»), как они его уважительно величали.
Братья Старостины обладали громадным авторитетом не только в спортивном мире, но и за его пределами. Они слыли великолепными ораторами: говорили очень образно и в то же время точно. В верхах к ним прислушивались, низы им верили. Андрей Петрович был своим человеком в театральном мире. Не случайно он заразил футболом многих знаменитых писателей, артистов, музыкантов. Достаточно вспомнить, какие болельщики были и есть у «Спартака»! Лев Кассиль и Юрий Олеша, Михаил Яншин и Рубен Симонов, Михаил Жаров и Александр Фатюшин, Армен Джигарханян и Олег Табаков, Александр Калягин и Игорь Кваша, Михаил Ефремов и Дмитрий Назаров, Марк Розовский и Александр Градский, Денис Мацуев и Александр Кутиков…
Вторая причина необычайной популярности нашего клуба, пожалуй, кроется в его независимости. Даже в условиях жесткого сталинского режима «Спартак» оставался островком свободы в тоталитарном обществе. Тогда красно-белые противостояли командам силовых ведомств. ЦСКА изначально относился к наркомату обороны, «Динамо» — к НКВД, а «Спартак» в этом ряду всегда стоял особняком: он не принадлежал ни одной государственной структуре. Из-за этого во многом и получил статус «народной» команды. Это была своего рода форма протеста против диктатуры силовиков. Людям свойственна тяга к свободе, поэтому большинство отдавало свои симпатии независимому «Спартаку».
Наконец, третья причина — неповторимая игра и великие победы красно-белых. В России никто не может похвастаться таким количеством чемпионских титулов — 12 союзных и 9 российских. Эти золотые медали не могли быть достигнуты без Игры. Заложенный еще в начале 50-х кружевной атакующий стиль стал символом «Спартака». Конечно, со временем почерк команды менялся, но приверженность к атакам и комбинационному футболу неизменно оставалась в крови у истинных спартаковцев. К тому же в составе «Спартака» всегда были личности, которых соперники опасались и уважали, а наши болельщики души в них не чаяли.
В 30-е годы это прежде всего Владислав Жмельков, Анатолий Акимов, Александр Старостин, Андрей Старостин, Станислав Леута, Владимир Степанов, Георгий Глазков, Павел Корнилов, Алексей С